В PDF формате:
Методические рекомендации для школьных музеев по учёту,
хранению и организации экспозиционной работы в учреждениях образования.
Музеи учреждений образования нашей республики являются важным фактором воспитания у учащейся молодёжи гражданственности и патриотизма.
Именно школьные музеи способствуют формированию у молодёжи государственной идеологии, мировоззрения, глубокого осознания того, что им предстоит взять ответственность за будущее своей страны.
Многие музеи учреждений образования, созданные благодаря активной краеведческой деятельности их руководителей, учащихся и педагогов, стали сегодня центрами гражданского, патриотического и духовного воспитания, культурно-просветительной и информационной пропаганды, важным фактором идеологической работы с молодёжью.
Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность музеев учреждений образования на сегодняшний день являются: Закон Республики Беларусь «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь», Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 52 от 4 декабря 2002 года «Об утверждении положения о музее учреждения образования», утверждённые приказом Министерства образования Республики Беларусь № 42 от 30 января 2007 года «Условия проведения 5 этапа Всебелорусской туристско-краеведческой экспедиции «Наш край» и инструкция о проведении республиканской акции учащейся молодёжи «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся” № 4 от 27 января 2006 года.
Эти нормативно-правовые документы являются методическими рекомендациями для педагогов по участию в краеведческой деятельности.
На современном этапе развития школы основной задачей остаётся сохранить действующие музеи учреждений образования, усовершенствовать содержание их деятельности, формы и методы воспитательной работы.
Школьный музей – это открытое для всеобщего посещения структурное подразделение школы, которое, с одной стороны, осуществляет выявление, комплектование, сохранение и популяризацию историко-культурных и природных особенностей и выполняет важную образовательно-воспитательную функцию – с другой.
Сегодня музей в школе – это методический центр, куда можно обратиться за экскурсией, с вопросом, за помощью, это настоящий культурно-просветительный центр.
Учащиеся в процессе краеведческой, музейной деятельности овладевают основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьным курсом. В зависимости от профильной тематики школьного музея, краеведческого исследования, учащиеся знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, этнографии, тапамимики и т.п. Кроме того, юные краеведы овладевают навыками исследовательской деятельности (выбор темы исследования, анализ этой темы, выбор методов исследования, оформление итогов исследования и т.д.) В результате у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных задач.
Главное в учебно-воспитательном процессе музеев учреждений образования в том, что молодёжь выступает тут не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель, непосредственный участник в осуществлении различных направлений деятельности музея.
Походы, экспедиции, экскурсии по родному краю, беседы с участниками и свидетелями исследуемых событий, затем работа с собранным материалом в музее дают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края, позволяют понять, как история малой родины связана с историей страны и как различные процессы (социально-экономические, политические и исторические), происходящие в государстве, влияют на развитие этих процессов в родном городе, селе. Таким образом, конкретизируются, углубляются и расширяются знания и представления учащихся, полученные при изучении предметов школьного курса.