В PDF формате:
Методические рекомендации руководителям музеев учреждений образования 
(Музей как центр идейно-патриотического воспитания молодёжи)
 Автор: МИНИЧ Зоя Иосифовна, заведующая краеведческим отделом

Музей как центр идейно-патриотического воспитания молодёжи

Во все времена учреждения образования выполняли заказ общества, государства по образованию, воспитанию и подготовке к жизни новых поколений граждан на основе господствующей в определённые исторические периоды идеологии.

Без чёткой и целенаправленной государственной идеологии и без её претворения в жизнь ни одно государство успешно функционировать не может.

Во всей нашей воспитательной работе огромное значение имеет правильное и целенаправленной использование системы ценностей, определённой государством, то есть того, что мы понимаем под понятием – государственная идеология.

От нас требуется, чтобы человек воспитывался и как носитель определённой суммы знаний, и как гражданин, болеющий за порученное дело, небезразличный к судьбе своей Родины и народа, как гражданин с присущей ему моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения.

Главной задачей воспитания является формирование у людей высоких человеческих качеств, нравственных убеждений, выработка активной жизненной позиции, а также искоренение рецидивов мещанской потребительской психологии.

Эффективным средством гражданско-патриотического воспитания является школьное краеведение, которое позволяет учащимся расширить свои знания об обществе, его истории, культуре. В учреждениях образования организуется работа кружков и клубов краеведческой направленности, проводятся походы и экспедиции, составляются летописи населённых пунктов, школ и семейных родоводов.

Конкретной программой деятельности школьных краеведов являются утверждённые Министерством образования Всебелорусская туристско-краеведческая экспедиция «Наш край» и республиканская акция учащейся молодёжи «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся».

Особенностью экспедиции и акции является изучение своей малой родины, своего региона.

Огромное воспитательное воздействие на учащихся оказывает сбор документов, материалов и вещественных экспонатов для своих музеев во время туристско-краеведческих экспедиций непосредственно на местах, где проходили эти события.

Сегодня особенно остро стоит вопрос активизации идеологической и воспитательной работы общественных музеев учреждений образования.

Большинство общественных музеев учреждений образования возникло давно, 30-40 летназад. За это время произошли большие изменения в развитии общества, образовалась независимое государство – Республика Беларусь, гражданами которого мы являемся.

Сегодня многие музеи учреждений образования не отвечают современным требованиям оформления и денег на их переоформление нет. Несмотря на это, музеи пеероформлять надо, используя при этом компьютерную графику, возможности школьных мастерских, местных домов ремёсел, кружков народного творчества.

Многие музеи, особенно музей боевой славы, литературные и некоторые другие в своём развитии находятся в тупике, не видят перспективы развития  и поисковой работы. Это относится к музеям, посвящённым воинским соединениям, партизанским отрядам, отдельным историческим личностям. В своё время эти музеи были местами встреч ветеранов. Сегодня ветеранов осталось мало. И взгляды на события Великой Отечественной войны изменились.

Одним из главных недостатков в работе музеев остаётся оторванность от простого человека. Экспозиции музеев практически не освещают место простого человека в событиях, часто не связаны с конкретным регионом.

Деятельность поисковых групп музеев учреждений образования должна носить региональную направленность. В центре внимания поисковой работы должны стать события, люди, явления данного региона местности, малой родины. Только в этих условиях работа поисковых групп даёт положительный результат в воспитании учащихся.

Очень важно, чтобы явления и события в экспозициях школьных музеев преломлялись через судьбы простых людей. Если экспозиции школьных музеев, итоги работы поисковых групп будут представлены через обыденные события истории это вызовет значительный инт ерес к музеям. В таком музее захочется быть много раз

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *